г.Кисловодск, пр. Победы, 157

тел.: 8 (87937) 5-36-95

Права ребёнка

Во исполнение пункта 13 Плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 167-р, федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональными юридическими сообществами, некоммерческими организациями и средствами массовой информации в 2017 году проводится работа по правовому просвещению и распространению информации о правах ребенка, адаптированной для детей,родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также через организации и учреждения для детей.

Минюстом России, МВД России, Минобрнауки России, Минздравом России, Минтрудом России продолжена работа по организации и поддержке на официальных сайтах и тематических порталах разделов по правовому просвещению несовершеннолетних, организовано систематическое освещение требующих решения вопросов в ведомственных средствах массовой информации.

Минобрнауки России совместно с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации разработан проект концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, направленный на создание условий для их успешной социализации (ресоциализации), формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни. В целях раннего предупреждения правонарушений и преступности одним из значимых направлений деятельности определено осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на правовое просвещение, формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на федеральном уровне создана специализированная страница «Твое право», размещенная на сайте cipv.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Страница содержит семь основныхразделов: «Методические материалы для специалистов», «Методические материалы для родителей», «Информационные материалы для детей», «Мероприятия», «Официальные документы», «Советуем прочитать», «Полезные ссылки, горячие линии». Обновление страницы осуществляется ежемесячно.

Права ребёнка — свод прав детей, зафиксированный в международных документах по правам ребёнка.

Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок — это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.

Ребёнок имеет право на семью.
Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
Ребёнок имеет право на равенство.
Ребёнок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребёнок имеет право на собственное мнение.
Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребёнок имеет право на отдых и досуг.
Ребёнок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА (1959)

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита детей и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Охрана Здоровья детей

О государственной политике в области охраны здоровья детей в нормативных правовых актах Российской Федерации

Лапин Ю.Е., кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией правовых проблем охраны здоровья детей ГУ «Научный центр здоровья детей РАМН».

В рамках настоящего исследования государственная политика в области охраны здоровья детей рассматривается как законодательно закрепленный правовой механизм, обеспечивающий целенаправленную регуляцию общественных отношений для достижения полного осуществления права каждого ребенка на охрану здоровья. Выработка данного направления государственной политики предусмотрена в Постановлении XIV (77) сессии Общего собрания Российской академии медицинских наук «Научные основы охраны здоровья детей» (9 — 11 декабря 2004 г.) и является актуальной научной задачей.

В 2003 — 2007 гг. в Научном центре здоровья детей РАМН осуществлен комплекс работ по выработке Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей.

По результатам изучения более ста нормативных правовых актов (законы, указы и распоряжения Президента РФ, акты Правительства РФ, акты министерств и ведомств), охватывающих вопросы охраны здоровья детей, было выделено 17 актов, в которых государственная политика определена в качестве механизма регуляции отношений в интересах детства.

Группировка указанных актов по способу реализации их вклада в формирование правовых основ государственной политики в области охраны здоровья детей позволила предложить следующую типологию, состоящую из четырех блоков (таблица).

Таблица

      1. Акты, в которых охрана здоровья детей            
зафиксирована как самостоятельное направление
государственной политики
   Приказ Министерства здравоохранения Российской Федера- 
ции и Российской академии медицинских наук от 24 октября
2003 г. N 506/92 "Об утверждении Программы "О мерах по
улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации
на 2004 - 2010 гг." (по итогам Всероссийской
диспансеризации детей 2002 г.)";
решение Коллегии Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 16 февраля
2005 г., протокол N 1, "О проекте Концепции охраны
здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане
мероприятий по ее реализации";
Программа социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы),
утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 19 января 2006 г. N 38-р
      2. Акты, регулирующие государственную политику      
в интересах детей, в которой охрана здоровья детей
представлена как ее компонент
   Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об      
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральная целевая программа "Дети России" на
2007 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 172
"О Федеральной целевой программе "Дети России"
на 2007 - 2010 годы"
    3. Акты, в которых вопросы охраны здоровья детей      
рассматриваются в составе общей государственной
политики в области здравоохранения
Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 
"О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации";
Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1;
Постановление Правительства Российской Федерации от
5 ноября 1997 г. N 1387 "О мерах по стабилизации и
развитию здравоохранения и медицинской науки
в Российской Федерации";
Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ
"О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов";
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ
"О предупреждении распространения туберкулеза
в Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации
от 6 апреля 2004 г. N 153 "Вопросы Министерства здраво-
охранения и социального развития Российской Федерации"
        4. Акты, регулирующие различные отраслевые        
(нездравоохранительные) направления
государственной политики, в которых в той или иной мере
отражены вопросы охраны здоровья детей
   Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. 
N 712 "Об основных направлениях государственной семейной
политики";
Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об
утверждении Федеральной программы развития образования";
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря
2001 г. N 197-ФЗ

Ниже приведены основные характеристики каждой группы элементов представленной типологии.

1. Охрана здоровья детей как самостоятельное направление государственной политики

 

В нормативных правовых актах задача выработки государственной политики в области охраны здоровья детей (в качестве самостоятельного направления государственной политики) впервые была обозначена в Приказе Минздрава России и РАМН от 24 октября 2003 г. N 506/92. В этом акте, также впервые, данное направление государственной политики представлено как объект специального научного исследования.

В дальнейшем это положение было закреплено в решении Коллегии Минздрава России от 16 февраля 2005 г. «О проекте Концепции охраны здоровья детей в Российской Федерации до 2010 года и Плане мероприятий по ее реализации», в п. 1 которого установлено: «Считать охрану здоровья детей в Российской Федерации одним из направлений государственной политики». В решении Коллегии сформулирована цель указанного направления, заключающаяся в сохранении и улучшении здоровья детей, снижении заболеваемости, инвалидности, смертности, повышении качества и доступности медицинской помощи, социального обеспечения детей и образования, повышении уровня социальной адаптации и интеграции в современное общество детей с проблемами в состоянии здоровья, детей-инвалидов.

Установленный в рассмотренной группе актов «политический» уровень мер по охране здоровья детей отражен в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы).

Основной особенностью указанных актов является то, что государственная политика в области охраны здоровья детей рассматривается как результат взаимодействия трех сфер деятельности: здравоохранения, обеспечения прав ребенка и политики как функции власти. Такой синтез — непроизвольная импликация. Он отражает реальный процесс интеграции указанных макроэлементов общественной системы, результатом которого должно стать перенесение центра тяжести решений проблем охраны здоровья детей с секторального здравоохранительного на общегосударственный уровень путем целенаправленной мобилизации главного ресурса государства — его монополии на правовую регуляцию общественных отношений в интересах детства.

2. Вопросы охраны детского здоровья в структуре государственной политики в интересах детей

В начале 90-х годов недостаточная эффективность системы правовой защиты детей была связана с тем, что в Российской Федерации отсутствовала единая государственная политика, направленная на комплексное решение всех проблем, связанных с детством. В дальнейшем этот пробел в определенной мере был восполнен принятием Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором охрана здоровья детей зафиксирована в качестве одного из основных компонентов государственной политики в интересах детей.

Необходимо отметить, что данный Закон по ряду его положений подвергался обоснованной критике специалистов. В частности, Закон не обеспечивал реализацию той нормы Конвенции о правах ребенка, которая ориентировала на максимальные усилия общества по обеспечению благосостояния детей (ст. ст. 4, 6, 9, 18, 23, 24 и др.), и устанавливал, что в Российской Федерации государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов (ст. 8), в том числе по бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами питания. И хотя с 1 января 2005 г. ст. 8 Закона утратила силу, тенденция минимизации затрат на цели охраны здоровья детей остается реальностью. Несмотря на указанный и ряд других пробелов в регуляции отношений, Закон является главной правовой основой выработки государственной политики в области охраны здоровья детей.

Ко второму блоку рассматриваемой типологии отнесена также Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 — 2010 годы [11], в которой охрана и укрепление состояния здоровья детей и подростков зафиксированы в качестве приоритетного направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Приведенные данные показывают, что вопросы охраны здоровья детей являются неотъемлемым компонентом нормативных правовых актов высшего уровня (федеральный закон, постановление Правительства РФ), обеспечивающих права ребенка в России методами государственной политики. Вместе с тем в указанных актах в силу их всеобъемлющего характера конкретные механизмы осуществления прав детей на охрану здоровья указанными методами не зафиксированы, что актуализирует задачу выработки специального здравоохранительного направления государственной политики в интересах детей.

3. Охрана здоровья детей в структуре государственной политики в области здравоохранения

Нормативные правовые акты, входящие в третий блок представленной типологии, формируют правовые основы государственной политики в области охраны здоровья детей опосредованно. Данная их функция осуществляется в форме родовидовых отношений в иерархии: «государственная политика в области здравоохранения — государственная политика в области охраны здоровья детей». Таким образом, первый элемент этой системы охватывает второй, и правовые основы первого являются правовыми основами второго.

Нормативным правовым актом, заложившим правовую основу для выработки государственной политики в области здравоохранения, стал Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». В данном Законе (ст. 11) регулируются отношения по одному из основных вопросов рассматриваемой проблемы, а именно использованию финансовых средств государственной и муниципальной систем здравоохранения, предназначенных для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения.

В последующий период «финансовый» элемент государственной политики был дополнен положениями ряда других актов. Так, были регламентированы полномочия РФ в регуляции отношений в сфере здравоохранения, заключающиеся в установлении основ государственной политики в области охраны здоровья граждан, определении основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, проведении в Российской Федерации государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза, разработке и проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

В трех из десяти нормативных правовых актов, включенных в третий блок представленной выше типологии, закреплено положение о том, что данные акты имеют статус правовых основ государственной политики по решению конкретных вопросов здравоохранения. Именно таким образом установлены правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности [19], правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза.

В двух законах в отличие от остальных содержится отдельная статья, в которой в той или иной мере детализировано содержание соответствующих направлений государственной политики.

В ст. 4 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» государственная политика в области иммунопрофилактики раскрывается в понятиях доступности и бесплатности для граждан, социальной поддержки в случае поствакцинальных осложнений, программной деятельности, использования эффективных иммунобиологических препаратов, осуществления государственного контроля их качества, эффективности и безопасности, поддержки научных исследований, обеспечения современного уровня производства, поддержки отечественных производителей, подготовки кадров, применения методов статистической обработки данных, информационного обеспечения, международного сотрудничества, функции органов исполнительной власти.

В Федеральном законе от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ст. 4) закреплено, что государственная политика в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ включает государственную монополию, лицензирование всех видов деятельности, координацию деятельности, приоритетность мер профилактики, антинаркотическую пропаганду, государственную поддержку научных исследований, привлечение негосударственных организаций, международное сотрудничество.

Существенным результатом анализа представленного блока нормативных правовых актов является полученное знание о системном взаимодействии различных здравоохранительных направлений государственной политики, а также представления об их внутренней структуре (финансирование, приоритеты, принципы, институциональные и другие меры). Полученные таким образом данные представляют интерес с точки зрения их использования при формировании основных направлений государственной политики в области охраны здоровья детей.

4. Отражение вопросов охраны здоровья детей в нездравоохранительных секторах государственной политики

Как показало исследование, отсутствие в настоящее время законодательно закрепленной государственной политики в области охраны здоровья детей в определенной мере вынужденно компенсируется наличием отдельных норм, охватывающих вопросы детства, в других (нездравоохранительных) направлениях государственной политики.

Так, в Основных направлениях государственной семейной политики (1996 г.) установлено право детей на бесплатную медицинскую помощь (п. 20).

В Федеральной программе развития образования, являющейся организационной основой государственной политики РФ в области образования, содержится значительный объем мер по охране здоровья детей, среди которых: создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; научно-методическое обеспечение начального профессионального образования и профессиональной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение условий для получения обучающимися полноценного питания в столовых образовательных учреждений и т.д.

Вопросы регулирования охраны здоровья несовершеннолетних в процессе трудовой деятельности занимают заметное место в Трудовом кодексе. Не ставя задачу общей характеристики указанного нормативного правового акта, необходимо обратить внимание на то его положение, согласно которому установление «основных направлений государственной политики в сфере трудовых отношений» и «иных непосредственно связанных с ними отношений» относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст. 6). Исходя из этой нормы, следует логичный вывод: наличие законодательно закрепленной в Трудовом кодексе государственной политики в сфере трудовых отношений предусматривает взаимодействие с равным по статусу (т.е. законодательно закрепленным) непосредственно связанным с ней направлением государственной политики в области охраны здоровья несовершеннолетних и реально инициирует ее создание. Этот вывод подтверждается содержащейся в ст. 210 Трудового кодекса нормой, согласно которой среди основных направлений государственной политики в области охраны труда первым в перечне этих направлений указано обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, в том числе несовершеннолетних. Иначе говоря, Трудовой кодекс, в пределах своего правового поля, активно взаимодействует с правовой сферой охраны здоровья детей и актуализирует повышение ее статуса до уровня объекта государственной политики.

 
 

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в федеральных нормативных правовых актах содержится необходимый объем норм, являющихся правовой основой не только для выработки, но и законодательного закрепления государственной политики в области охраны здоровья детей.

Вместе с тем, по нашим оценкам, решению этой задачи должно способствовать повышение значения сферы охраны здоровья детей во всем объеме государственной деятельности.

Напомним, что согласно нормам Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» в указанных программах должны фиксироваться основные приоритеты развития страны. При этом Законом установлено (ст. 1), что указанные программы представляют собой комплексную систему «целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации». Анализ действующей Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы), определяющей ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации, показал, что задачи по охране здоровья детей в них в необходимом объеме не отражены. Некоторые вопросы, учтенные в п. «д» раздела «Модернизация здравоохранения» Программы, не выходят за рамки секторальных медико-организационных мер (диспансеризация, медицинская помощь, наследственные и врожденные заболевания, репродуктивное здоровье, здоровье подростков и т.д.).

Для наиболее полного осуществления обязательств государства по решению проблем детства необходимо законодательно придать обеспечению прав детей на охрану здоровья высокий статус целевого ориентира социально-экономического развития Российской Федерации. Достижению этой цели будет способствовать внесение дополнения в п. 8 ст. 4 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», согласно которому государственная политика в области охраны здоровья детей закрепляется в качестве постоянного раздела программ социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.